Красивая метафора Кинцуги — японское искусство реставрации разбитой керамики с помощью клея, смешанного с золотым, серебряным или платиновым порошком. Кинцуги не нужно объяснять. Оно делает вещи настолько красивыми, потому что кинцуги — имитация живого, а живое красиво. Шрамы и растяжки, заживший надрез дерева, заросший растениями разлом в земле — кинцуги.
Прошлого и будущего не существует здесь-и-сейчас, но мы пришли в него из единственной точки в прошлом. Это уже нельзя изменить. Нельзя отменить, нельзя переписать. Чашка была разбита, и это факт.
Биологические системы зарастают шрамами. Психика человека и социальные системы зарастают памятью и согласием с тем, что случившееся случилось. Кинцуги не в том, чтобы сделать место склейки незаметным. Кинцуги в том, чтобы сделать объект целым, уважая его прошлое. В системном смысле это всегда требует поиска нового равновесия с сохранением памяти о прежних событиях.
Интересно, что в живых системах метафора кинцуги быстро становится неточной, но продолжает быть красивой. В живых системах золотой лак переживает саму керамику. Схема разломов сохраняется, а живая система воспроизводится вокруг них. Бывает, что все старые молекулы чашки заменились новыми, но золотые разломы всё те же. И лучшее, что можно сделать, — молчаливо склонить голову в согласии.